Главная Полезная информация Стоимость услуг Наши доверители Контакты Вакансии  
 
Юридические услуги
Регистрация юридических лиц ООО, АО
Внесение изменений в Устав
Ликвидация, реорганизация
Включение в Реестр субъектов малого предпринимательства
Регистрация филиалов и представительств
Сертификация
Регистрация ККТ
Лицензирование МЧС
СДЕЛКИ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ
Взыскание долгов
Регулирование ФАС
Апостиль и легализация документов
Регистрация товарных знаков
АРБИТРАЖ
Бухгалтерское сопровождение организаций
Абонентское юридическое обслуживание
Физическим лицам
Регистрация недвижимости
ПЕЧАТИ
ШТАМПЫ
Правительство Москвы
Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
ФАС России
УФНС по городу Москве
 Государственная Инспекция Труда
Федеральная Таможенная Служба
 Видеоблог Дмитрия Медведева
Деловая Россия гид по предприятиям
 
   

 Проверка по соблюдению трудового законодательства государственной инспекцией труда в городе Москве

Законодательство предоставляет Инспекции широкие контрольно-надзорные полномочия в сфере трудовых отношений. Подробно они описаны в гл. 57 Трудового кодекса РФ. Так, трудовые инспекторы имеют право проводить проверки и обследования, запрашивая при этом у работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст. ст. 356, 357 ТК РФ). Трудовая инспекция также является органом, уполномоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях. Это означает, что при обнаружении каких-либо нарушений в сфере труда инспектор может привлечь работодателя к административной ответственности в установленном законом порядке.
Инспекция проводит как плановые, так и внеплановые проверки (ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", далее - Закон N 134-ФЗ).
Существуют ограничения на плановые "трудовые" проверки: их можно проводить не чаще, чем один раз в два года, а субъектов малого предпринимательства - не ранее чем через три года с момента государственной регистрации (п. 4 ст. 7 Закона N 134-ФЗ).
Что касается внеплановых проверок, то они могут проводиться в связи:

  • с жалобами работников на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) работодателей;
  • с получением иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений в сфере труда или угрозы наступления таких нарушений.

Проверка по соблюдению трудового законодательства практически никогда не назначается в отношении конкретного работника, поскольку установить неправомерность (или правомерность) действий работодателя по отношению к отдельному работнику (или группе работников) можно, лишь изучив документы предприятия в целом. Так, проверить, действительно ли имело место опоздание работника, в связи с чем на него наложили взыскание, можно, лишь изучив Правила внутреннего трудового распорядка организации, в которых устанавливается время начала и окончания рабочего дня.
Кроме того, зачастую работники желают сохранить анонимность своего обращения в трудовую инспекцию. Статья 358 ТК РФ защищает их желание и запрещает инспекторам труда разглашать данные об источнике жалобы, если проверка в компании проводится связи с обращением работника.
Поэтому трудовые инспекторы, как правило, назначают комплексные проверки и запрашивают всю документацию, которая так или иначе связана с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников.
В процессе проверки инспектор имеет право запрашивать любые документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст. 357 ТК РФ), но, как уже говорилось, только в пределах цели визита.
Запрашиваемые документы должны быть представлены проверяющему в подлинниках. Однако ст. 8 Федерального закона N 134-ФЗ запрещает изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки. Следовательно, работодатель обязан представить проверяющему подлинники запрошенных документов для ознакомления, но, если инспектор имеет намерение оставить их у себя, работодатель вправе ему отказать, представив надлежаще заверенные копии. Все документы и копии должны представляться инспектору без взимания какой-либо платы.
Работодатель не вправе игнорировать законные требования инспектора по труду. Отказ представить запрашиваемые документы расценивается как необоснованное воспрепятствование мероприятиям по контролю (ст. 17 Закона N 134-ФЗ) и влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа до 2000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
Основанием для проведения проверки служит распоряжение (приказ) государственного инспектора по труду.
Проверка начинается с предъявления трудовым инспектором распоряжения (приказа) о проведении проверки и своего служебного удостоверения.
Ответственные сотрудники организации, в которой проводится проверка, должны прежде всего проверить соответствие фамилий инспекторов, указанных в распоряжении, их служебным удостоверениям. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю (п. 2 ст. 7 Закона N 134-ФЗ). Закон N 134-ФЗ устанавливает, что трудовой инспектор не вправе проводить плановую проверку в отсутствие должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей (абз. 3 ст. 8 Закона N 134-ФЗ). В то же время Трудовой кодекс РФ дает инспектору возможность не уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ст. 360 ТК РФ). 
Продолжительность проверки не должна превышать один месяц (п. 3 ст. 7 Закона N 134-ФЗ). Она может быть продлена еще на один месяц, если имеется значительный объем мероприятий по контролю или есть необходимость проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз и т.п. Для продления срока проверки трудовой инспектор должен обратиться с соответствующим мотивированным предложением к руководителю территориальной инспекции по труду (или его заместителю), после чего издается соответствующее распоряжение, которое предъявляется работодателю.
По результатам проверки инспектор составляет акт по установленной форме N 4, в котором фиксируются результаты проверки. Если было выявлено нарушение, то указывается, в чем оно выразилось и кто несет ответственность за его совершение. Например, за нарушение порядка хранения и ведения трудовых книжек ответственность несет сотрудник, уполномоченный приказом руководителя компании. Как правило, это специалист кадровой службы. При отсутствии такого приказа ответственность несет руководитель компании. Заметим, что административному штрафу могут быть одновременно подвергнуты и работодатель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), и виновное должностное лицо.
Если в ходе проверки нарушений не выявлено, данный факт также отмечается в акте. Составленный акт должен быть представлен для ознакомления и подписи представителю работодателя, а также лицам, участвовавшим в проверке. Отказ любого из перечисленных лиц ознакомиться и подписать документ отражается в акте (п. 1 ст. 9 Закона N 134-ФЗ). К акту могут прилагаться копии документов, письменные объяснения опрошенных в ходе проверки работников, а также должностных лиц, ответственных за выявленные нарушения.
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается работодателю под расписку лично или направляется в его адрес по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Уведомление приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле инспекции по труду, как доказательство соблюдения процедуры ознакомления с актом о результатах проверки.
Непосредственно после составления акта о выявленных нарушениях (если, конечно, они были выявлены) инспектор обязан сразу же составить протокол об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или данных о работодателе, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Кроме того, инспектор выдает предписание об устранении выявленных нарушений. В нем указываются конкретные нарушения со ссылкой на Трудовой кодекс РФ или иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также срок устранения нарушений. После того как протокол составлен, он должен быть направлен должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. На это отводится трое суток начиная с момента составления протокола (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). Однако административные дела о "трудовых" правонарушениях рассматривают сами инспекторы, которые и проводили проверку (пп. 3 п. 1 ст. 22.2 КоАП РФ). Срок рассмотрения - 15 дней (п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). В определенных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 2 ст. 29.6 КоАП РФ). Но все же большинство дел о правонарушениях в сфере труда рассматривается в день составления протокола.
Трудовой инспектор должен рассмотреть возбужденное им дело об административном правонарушении в обычном порядке (ст. 29.7 КоАП РФ) и в результате вынести постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу (например, если инспектор сочтет нарушение незначительным).
Постановление вручается работодателю под расписку или высылается в его адрес в течение трех дней со дня вынесения.
В соответствии со ст. 361 ТК РФ работодатель имеет право обжаловать решение государственного инспектора по труду:

  1. руководителю соответствующей территориальной инспекции;
  2. главному государственному инспектору труда Российской Федерации;
  3. в судебном порядке.

Эта норма фактически воспроизводит положения пп. 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, которая указывает, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, обжалуется в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суде по месту нахождения ответчика.
Предписание является ненормативным правовым актом. Оно может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии (ст. 30.3 КоАП РФ). Жалоба может быть подана через инспектора, который вынес постановление по делу. Получив жалобу, он обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба может быть подана заявителем и самостоятельно (ст. 30.2 КоАП РФ).
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается (п. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).
Сроки рассмотрения жалобы - 10 дней с момента ее поступления в суд. Судья единолично рассматривает жалобу и по итогам рассмотрения выносит соответствующее решение.
Если работодатель сумел доказать свою правоту, судья выносит решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.

Последствия для работодателя.

Приостановление деятельности работодателя. Особенно следует остановиться на административном приостановлении деятельности как виде административного наказания, налагаемого по результатам проверки трудовой инспекции. Административное приостановление деятельности работодателя на срок до 90 суток предусмотрено ст. 5.27 КоАП РФ. Оно применяется судом в тех случаях, когда деятельность предприятия влечет угрозу жизни и здоровью людей. Если инспектор при проверке обнаруживает соответствующие обстоятельства, он составляет протокол о временном запрете деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ) и немедленно направляет его судье. Это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемая до вынесения решения судом. Срок временного запрета деятельности не должен превышать пяти суток (ст. 27.17 КоАП РФ). За это время судья должен рассмотреть направленные материалы.

Дисквалификация. Еще один вид наказания, который может последовать в результате проведения проверки, - дисквалификация. В соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей. Данные виды административных наказаний (приостановление деятельности и дисквалификация) отличаются от процедуры наложения штрафа. Кроме того, негативные правовые последствия у них также намного серьезнее. Поэтому работодателю важно вовремя реагировать на предписания трудового инспектора и уделять достаточное внимание вопросам соблюдения законности в сфере труда.

Судебная практика.
Принимая решение по делу, суд, руководствуясь ст. 193 ТК РФ, пришел к правильному выводу о том, что у государственного инспектора труда не имелось достаточных оснований для вынесения предписания о восстановлении работника на работе и выплате ему заработной платы за время вынужденного прогула. В данном случае право работника на предоставление работодателю объяснения не было нарушено. Работодателем также не допущено существенного нарушения порядка увольнения, влекущего признание увольнения работника незаконным, так как прогул подразумевает отсутствие работника на рабочем месте более 4 часов подряд без уважительной причины, и для его увольнения не обязательно ждать, когда период прогула достигнет 2 рабочих дней.
Если доводы работодателя суд сочтет неубедительными, то жалоба останется без удовлетворения, а постановление - без изменения.
Возможны и иные варианты:

  • постановление может быть изменено судьей;
  • постановление может быть отменено и возвращено на новое рассмотрение инспектору.

Если работодатель не удовлетворен решением судьи, то у него есть возможность дальнейшего обжалования.

 

Электронная почта: info@pravo-urist.ru

  Главная | Полезная информация | Стоимость услуг | Наши доверители | Контакты | Вакансии